- Интерьер
-
ИНТЕРЬЕ́Р (франц. interieur — внутренний) — 1) В архитектуре: отграниченное внутреннее пространство здания или к.-л. помещение. Убранство (мебель, светильники и т. д.) является функциональным компонентом И. Архитектурное решение и характер убранства определяются назначением И. для тех или иных процессов человеческой жизни.
Членение дома на отдельные И. свойственно развитой культуре. Они предназначены как для разных времяпрепровождений, так и для разных членов сообщества.
По культурному самоопределению существуют два типа пространств, к-рые обусловлены типом жизненного процесса, для к-рого пространство предназначено. Одни — для производственных процессов, другие — прежде всего для получения культурного самоопределения при любом жизненном процессе. Оно проявляется в представлении его пользователей о себе, о мире, о своем времяпрепровождении в данном И. В свойстве создавать и непрерывно поддерживать самоопределение воплощается культурность пространства И., выражаемая организованным в его пространстве текстом создавшей И. культуры. Он воплощен архитектурным решением (конфигурация, тип перекрытия, расположение оконных и дверных проемов и т. п.), отделкой (к-рая включает основной материал обработки поверхностей — и декор: росписи, рельефы, статуи, мозаики, витражи и т. п.) и убранством И.
Наиб. представительно способность И. давать культурное самоопределение выражена в дворцовых И. до сер. 19 в. В разные историч. периоды, а также в зависимости от типа назначения И. основными носителями культурного содержания (текста) являются то архитектурный объем, то отделка, то убранство. До нач. 19 в. плафон представляет собой основной текст, к-рый дополняют тексты-изображения на стенах и в убранстве. Значимость плафона особенно велика в И. барокко. В пределах И. важнейшие знаковые элементы сосредоточены в местах, связанных с точками прерывания границ (окнами, дверями) и положением камина. Начиная с периода романтизма, основным носителем значений становится убранство. Худож. решение И. изменяется со сменой арх. стилей, но органично включает компоненты предыдущих стилей, выступающие то как старые привычные предметы быта, то уже прежде всего как произведения иск-ва или историч. реликвии.
Архитектурная организация И. предполагает либо его одномоментное восприятие с дальнейшим постепенным рассмотрением деталей его декора и убранства, либо постепенное восприятие в процессе движения — галереи и иные осложненные архитектурные объемы, в к-рых отдельные части и их сочетания раскрываются по мере движения.
Определению И. отвечают не только комнаты дома, но и нек-рые помещения ж.-д. вагонов, судов и др. пространств пребывания человека, получающие часто архитектурную организацию по типу И. дома. Свойствами И. могут обладать также участок сада, двор, городская площадь.
2) В живописи название жанра, представляющего изображение внутр. вида помещения, обычно с жизнью его обитателей. Интерьерная живопись достигает расцвета в Зап. Европе — в голландской живописи 17 в.; в России — в живописи мастеров венециановского круга — 2-я четв. 19 в. (напр.: А. Алексеев. Мастерская А. Г. Венецианова. 1827). Особое место занимают акварели Э. Гау, Л. Премацци, К. Ухтомского и др. художников, запечатлевшие интерьеры Гатчинского, Петергофских, Царскосельских, Зимнего и др. дворцов имп. фамилии и нек-рых аристократ. семей с целью их точной фиксации.
Лит.: Лотман Ю. М. Художественный ансамбль как бытовое пространство // Декоратив. искусство СССР. 1974. № 4; Кучумов А. М. Убранство русского жилого интерьера XIX в. Л., 1977; Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII—XIX веков. Л., 1977; Художественное убранство русского интерьера XIX века: Очерк-путеводитель. Л., 1986; Искусство ансамбля: Худож. предмет — интерьер — архитектурная среда / Сост., науч. ред. М. А. Некрасовой. М., 1988.
Интерьер. В комнатах с колоннами на антресолях. Худ. К. А. Зеленцов. Кон. 1820-х гг.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.